Лонгриды

Народная программа "Современного образования": какие изменения происходят в школах

В российских школах с 1 сентября будут проходить классные часы «Разговор о важном» - министр просвещения Сергей Кравцов сказал, что их запустят по просьбам учителей: школьники задают им много вопросов про обычную жизнь и человеческие ценности.

В Калининграде открытый урок «Разговор о важном» проведет Владимир Путин, его участниками станут победители олимпиад и конкурсов в области культуры, искусства, науки и спорта. Министр просвещения также рассказал, что нового ждет российских школьников и их родителей:

▪️ с 1 сентября на уроках в российских школах мобильные телефоны запрещены, чтобы не отвлекать детей; пообщаться с родителями можно на перемене
▪️  Никаких электронных учебников взамен бумажных быть не может, никаких электронных тетрадей быть не может. Обычные тетради и учебники.
▪️ В школах появится программа по формированию полезных в жизни навыков - курсы для формирования функциональной, финансовой грамотности, навыков предпринимательства. 
▪️ «Мы сократили количество учебников... этот процесс два-три года должен быть, уже приняли новый перечень, фактически один учебник по каждому предмету» - Сергей Кравцов.
▪️ «Надо подумать по поводу школьной формы - насколько целесообразно, чтобы форма была во всех школах. Этот вопрос требует особого обсуждения» (сегодня каждая школа сама устанавливает требования к школьной форме, и форма есть более, чем в половине школ)
▪️ Ранее министр сообщал, что с нового учебного года вводится историческое просвещение с первого класса - сам урок истории будет в прежнем формате, но усилят историческую составляющую в рамках таких предметов, как «Русский язык», «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики», «Обществознание» или «География». 
▪️ Появятся киноуроки на исторические темы
▪️ В начале недели в школе будут исполнять гимн и поднимать флаг
▪️ В начале учебной недели будут проходить уроки «Разговор о важном» - во всех школах в рамках тех часов, которые предусмотрены на внеурочную деятельность

В основном школы по все стране готовы к новому учебному году. К 1 сентября после капремонта в 75 регионах России открываются более 1000 школ. Провести серьезные ремонтные работы в учебных заведениях помогла федеральная программа партии «Единая Россия» и Минпросвещения РФ.


«Разработать эту программу нам поручил президент. С этого года мы начали ее реализацию, и вот первый результат», - отметила первый заместитель комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова. Также координатор Народной программы «Современное образование и передовая наука» рассказала, что в новых школах не просто покрасили фасады и обновили окна и стены. Там созданы полноценные молодежные пространства, отвечающие запросам современны школьников. В школах созданы театральные кружки (помните, что в ближайшие годы у нас, по плану, в каждой школе должен появиться свой театр, как было в императорских гимназиях?), а также спортивные секции, комнаты для внеклассной работы.  

Все этапы «школьных» работ контролировали общественные штабы, которые «Единая Россия» и Минпросвещения сформировали в регионах и на федеральном уровне. За каждым объектом были закреплены депутаты всех уровней. Также процесс могли контролировать педагоги, сами школьники и их родители. Так, в Челябинской области в Народной программе участвовали 17 школ из 14 муниципалитетов, рассказал министр науки и образования региона Александр Кузнецов. Например, региональный общественный штаб контролировал серьезный ремонт в Крутоярской школе Октябрьского района . Школе 61 год, стены толстые, нестандартные. Там требовалась замена практически всего, включая кровлю. Полностью переоборудовали учебные и медицинский кабинеты, создали Центр детских инициатив - дети-контролеры остались довольны переменами. 

Всего к новому учебному году по федеральной программе капремонта будет отремонтировано 1661 здание, заметила Ольга Казакова. Те школы, которые не успевают отремонтироваться к 1 сентября, будут контролироваться особенно тщательно, а школьников и учителей на время переведут в другие школы. 

Планируется, что в будущем году по Народной программе «Единой России» и Минпросвещения будет капитально отремонтировано по стране уже 3000 школ, из них 64% находятся в сельской местности.  


Это и понятно: городские школы все же больше на виду, в городе конкуренция между школами выше. Там школа с дырявой крышей и тазики на полу в классе сразу же вызовет резонанс в соцсетях и в СМИ. А на селе, бывает, нет выбора -  есть только  одна школа, детям и учителям деваться некуда, поэтому заниматься будут и с «тазиками». Именно такую, нетерпимую в XXIвеке, ситуацию в сельских школах и намерена изменить Народная программа. Замечательно, что у государства, наконец, нашлись средства на кардинальное обновление школьного «парка». А у общества, наконец, появились воля и желание помочь государству это важную задачу осуществить. Прошло всего каких-то полвека, чтобы мы поняли — на детях нельзя экономить, школа не может быть 50 лет без ремонта, иначе разруха поселится не в стенах, а в головах. 

Фактор времени очень важен. Ведь время — субстанция меняющаяся. Оно лишь в детстве тянется. А дальше мчится вскачь. Вспомните - Владимир Маяковский в одной из своих последних пьес (скоро им стукнет 100 лет!) писал о «футуристической женщине», прибывшей в нэпманскую Советскую Россию из далекого — тогда это был огромный срок в 100 лет - 2027 года. То есть, по сути, она к ним прилетела из нашего времени, вся такая серебристая и сияюще-неземная. И что бы сказал сегодня Маяковский, увидев, как у нас в провинции до сих пор стоят школы постройки прошлого века с почерневшими от протечек потолками и узором сырости на стенах? Да он бы со стыда сгорел за свое Отечество и написал бы сатиру «О дырявой крыше и инспекторе школ». 
Да, плохо, что долгое время состояние региональных школ было пущено как бы на самотек. Теперь ситуация изменилась, и, главное, общество изменилось, это - главное. 
Однако осталась другая, очень важная задача, про которую бьют тревогу все — и школы, и родители, и чиновники. Нехватка учителей в России носит очень серьезный характер. По некоторым оценкам, по стране не хватает до 500 тысяч учителей. И программа «Земский учитель», при всей своей полезности, не спасает: приедут на село ребята из столицы региона, получат дотацию, поработают положенный срок и...уедут обратно, в город. Какой выход? Как привлечь учителей в школы, особенно в отдаленных районах, которых у нас в стране - большинство? 


Чтобы привлечь высокообразованную молодежь и поднять престиж профессии, нужно серьезно увеличить зарплаты учителям. Чтобы они были по 200% от средней по региону (таково мнение депутата ГД Яны Лантратовой, лоббирующей это предложение). А не так, как сейчас, когда учителя в регионах вынуждены брать по полторы-две ставки плюс классное руководство, чтобы свести концы с концами. Учителей часто упрекают, что они не успевают интересоваться психологическим состоянием своих учеников, не бывают у них дома. Но когда им это делать, если еще весной они, помимо проведения уроков и подготовки к ним и проверки тетрадей, составляли бесчисленные отчеты и справки?
Конечно, инициатива, прозвучавшая весной от президента и уже официально оформленная — что с этого учебного года учителя освобождаются от бумажной канители, замечательна и долгожданна. Теперь учителю запрещено писать лишнее - за ненужные отчеты с него могут и спросить административно. 

Это все хорошо, но зарплату нужно повышать, иначе инициатива некоторых регионов страны о привлечении к работе в школе третьекурсников педвузов в связи с нехваткой учителей станет повсеместной реальностью. А когда тогда будут доучиваться студенты, если они будут работать на полную ставку? Как вырастут новые кадры?

Хочется надеяться, что на эти, такие острые и животрепещущие вопросы, совсем скоро будет дан ответ. Но и от нас, гражданского общества, конечно, многое зависит. Проявим мы сознательность и поддержим процесс обновления нашей системы просвещения, или будем равнодушно смотреть со стороны, как делали это долгие годы. Выбор - за нами. 
Made on
Tilda