Лонгриды

Общественный транспорт в Уфе: проблемы и перспективы

Что происходит в столице Башкирии после трех лет транспортной реформы и чего следует ожидать.

О необходимости перемен в общественном транспорте Уфы глава Башкирии Радий Хабиров заговорил на своей первой оперативке в правительстве 15 октября 2018 года, когда он сменил бывшего главу региона Рустэма Хамитова. Его фраза про ситуацию в Уфе «У вас тут Техас какой-то» быстро разошлась по СМИ, речь шла о том, что в Уфе большой объем рынка пассажирских перевозок занимали нелегальные перевозчики. Они конкурировали на популярных направлениях с официальными владельцами маршрутов, генерируя миллиардные потоки неучтенной наличности. С того времени и была объявлена война с нелегалами. Прошло более трех лет. Стало ли удобнее пассажирам передвигаться по городу и чего ожидать дальше?

Мнение городской администрации: Пока еще о окончательных результатах реформы говорить рано

Руководитель управления транспорта и связи уфимской мэрии Олег Хмарин высказал свое мнение о ситуации с общественным транспортом:
«Пока еще об окончательных результатах транспортной реформы говорить рано. Она началась в 2018 году. За это в время с улиц Уфы ушли нелегальные перевозчики, значительно обновлен подвижной состав как у государственного перевозчика, то есть «Башавтотранса», так и у частных перевозчиков. Полностью исключены из перевозок старые автобусы «Пазики». Сейчас работа идет над созданием новой маршрутной транспортной сети города, этим занимается институт  «РосДорНИИ», подведомственное учреждение минтранса России».

Мнение эксперта: Проблема одна – изначально не было концепции транспортной реформы


Транспортный аналитик Олег Арефьев отдал этой отрасли более 30 лет. В августе 2021 года он завел блог об общественном транспорте и с тех пор регулярно высказывает независимое суждение о его проблемах.
«Изначально не было самой концепции транспортной реформы, - считает Олег Арефьев. – Была задача – убрать с улиц «Пазики», победить условных нелегалов. Что в результате получится, никто не понимал, так далеко никто даже не заглядывал. И мы эти 3 года воевали с нелегалами, периодически заявляя о победах, и закупали технику. Вся транспортная реформа на этом и закончилась».


Только цифры
В 2019 году для обслуживания населения Уфы и республики «Башавтотранс» получил новые автобусы марок НЕФАЗ, Ford Transit, Вектор Некст, Лиаз в количестве 478 единиц. Общее количество автобусов, обеспечивающих пассажирские перевозки, составило 1832 единицы. В 2020 году республика приобрела для «Башавтотранса» 245 автобусов среднего и большого классов., в 2021 году - 220 автобусов.


Транспортная карта «Алга»: что планировали и что получилось


До реформы пассажиры могли рассчитаться с водителем только за наличные. Объём «черного нала» в отрасли, по оценкам, достигал 7 миллиардов рублей в год. С 1 июля 2019 года в Уфе ввели единую транспортную карту «Алга». Была поставлена задача - полностью перевести оплату за проезд в транспорте на безналичный расчет. В 2021 году, по официальным заявлениям, в безналичном виде оплачивалось более 70% пассажирских перевозок. По оценке эксперта Олега Арефьева, в Уфе картой «Алга» оплачивается 25-30% перевозок.

Проезд по карте «Алга» дешевле для пассажира: сейчас, например, в «Башавтотрансе» билет стоит за наличные – 33 рубля, по карте «Алга» - 28. Также работает система «Счастливый час», то есть пассажир может совершить пару пересадок в течение часа, заплатив всего один раз картой «Алга».

Проблемы и перспективы: документация, брутто-контракты, судьба трамвая, газовое топливо и кадры


Документация
С точки зрения пассажира, сейчас основные неудобства на транспорте в Уфе  – это увеличившийся интервал движения (дольше надо ждать нужный маршрут), и невозможность воспользоваться им в позднее время (многие маршруты завершают свою работу в 10 часов вечера).  Эти жалобы горожан городской власти, конечно, известны.

«Сейчас стоит задача – разработать новую, эффективную маршрутную сеть, убрать дублирование маршрутов, чтобы в дальнейшем могли переходить на контрактную систему оплаты транспортной работы, - говорит руководитель управления транспорта и связи уфимской мэрии Олег Хмарин. - Также в рамках этой работы будут пересмотрены интервалы движения и время работы общественного транспорта так, чтобы людям было максимально комфортно перемещаться по городу и до позднего вечера людям можно было на общественном транспорте уехать домой».

Не последнюю роль в транспортной ситуации в Уфе играет то обстоятельство, что до сих пор нет научно обоснованной документации для организации перевозок, считает транспортный аналитик Олег Арефьев.

«Одним из основных требований федерального закона №220 от 13.07.2015 года было наличие документов транспортного планирования, - напоминает Олег Арефьев. – И был переходный период для их подготовки – три года. Тогда  была предпринята попытка что-то сделать, но она быстро угасла. Мы купили программу у Высшей школы экономики, которая должна была моделировать транспортные потоки в городе. Но ее так и не использовали. Одновременно с этим нам посоветовали Санкт-Петербургский институт транспортной системы, который и должен был разработать для Уфы документ транспортного планирования. Но эти исследования основывались не на реальных цифрах. Например, по их данным, ежедневная выручка на одном автобусе № 226 была 1,5-2 тысячи рублей, хотя мы понимаем, что на деле она выше: 10-15 тысяч рублей. Поэтому цифры пассажиропотока, заложенные в разработанном документе, не соответствуют действительности».

Действующий документ планирования муниципальных перевозок на 2019-2023 годы был принят в январе 2019 года. Он предполагает отмену ряда муниципальных маршрутов и перевод большинства маршрутов на регулируемый тариф. На действия администрации в УФАС пожаловалась Ассоциация пассажирских перевозчиков. Антимонопольное ведомство усмотрело в действиях мэрии признаки нарушения закона о защите конкуренции. Арбитражный суд Башкирии в августе прошлого года принял решение, которое обязывает управление транспорта и связи Уфы издать новый документ транспортного планирования.

Руководитель Ассоциации пассажирских перевозчиков Уфы Наталья Тептерева в феврале этого года на круглом столе «Общественный транспорт Башкирии – ожидания пассажиров и перспективы рынка» выступила от имени частных перевозчиков:
«Документ транспортного планирования в течение трех лет, с 2019 года, менялся три раза. И все эти изменения были направлены на уничтожение частных перевозчиков. Кроме того, у нас появилось такое понятие, как тестирование маршрутов, хотя ни один закон такого не предусматривает».

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Башкирии в мае провело конкурс на разработку документов транспортного планирования Башкирии, в том числе Уфимской и Стерлитамакской городских агломераций. По условиям торгов, работы необходимо выполнить в три этапа в течение 14 месяцев с даты заключения контракта. На первом этапе подрядчик обязан проанализировать фактические и прогнозируемые показатели социально-экономического развития республики. На втором этапе - разработать математические модели транспортных систем республики, а на третьем - подготовить проекты документов транспортного планирования.

Как сообщал в феврале на совещании в правительстве руководитель Транспортной дирекции РБ Мансаф Низакаев, в Башкирии готовятся реализовать проект по созданию интеллектуальной транспортной системы в Уфимской агломерации. На текущий год запланирован отбор подрядчика, само внедрение интеллектуальных транспортных систем (ИТС) будет происходить в 2022-2024 годы. Всего в течение трех лет на реализацию проекта планируется направить более 1 млрд руб, из них свыше 850 млн руб - федеральные средства, которые поступят в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги».

Только цифры
В Уфе с 2019 по 2023 годы должны быть введены 9 муниципальных маршрутов, изменена схема движения по 29, а 31  - переведен на регулируемые тарифы, 29 - отменены. Это предусмотрено документом транспортного планирования от 2019 года. В результате маршрутная сеть сократится на 13%. Она будет включать в себя 103 маршрута автомобильного транспорта (66 с регулируемым тарифом и 37 с нерегулируемым) и 26 маршрутов электротранспорта.


Брутто-контракты



Минтранс Башкирии планирует объявить о намерении заключить в декабре этого года брутто-контракты с частными перевозчиками. Как пояснил министр транспорта и дорожного хозяйства Александр Булушев, «переход на контрактную систему исключит гонки перевозчиков, так как они будут получать выплаты не за пассажиров, а за километры, пройденные по маршруту». В контракте будет прописано: первый и второй пропуск остановки наказывается штрафами, на третий — отнимается лицензия.

«Действительно, формально брутто-контракты не привязаны к пассажиропотоку, но в реальности ездить без пассажиров автобусы не смогут. Контракты, где оговорены все условия — от возраста и класса автобуса до графика и интервала движения, дают реальные рычаги влияния», - считают в минтрансе.

Судьба трамвая

С 2004 по 2009 годы с проспекта Октября в Уфе убрали трамвайные пути. Теперь в Уфе существуют две отдельные друг от друга сети – в старой Уфе и в Черниковке. В 2016 году городская мэрия официально признала, что разъединение сети в три раза снизило объем перевозок и привело к снижению собственной выручки МУЭТ (муниципальное управление электротранспорта). Сейчас это предприятие находится в стадии банкротства, и судьба трамвая в городе находится под большим вопросом.

«Трамвая в ближайшем будущем, я думаю, у нас не будет, - считает эксперт Олег Арефьев. – Если раньше не было денег на его развитие, мы не знали, где взять, то сегодня, насколько я знаю, на региональном уровне нет желания его сохранять, а на городском уровне – не понимают, что происходит, как работает эта система».

Важно, что в новом генплане Уфы предусмотрено, что электрический транспорт – один из главных элементов транспортной системы города. Предусмотрено не только создание единой линии из существующих маршрутов, но и строительство новых. Этой весной правительство Башкирии подписало первое соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) по проекту модернизации трамвайной сети Уфы с компанией «Синара — Городские транспортные решения Уфы» с объемом инвестиций в 27,6 млрд рублей. Но реализация этого проекта пока под вопросом, по данным редакции, «Синара» отказалась от проекта в Уфе.



Газовое топливо и кадры

Еще две проблемы, на которые стоит обратить внимание. Сейчас львиная доля новых машин, приобретаемых для городских автобусных маршрутов, работает на газомоторном топливе. В соцсетях уже появились фотографии с целым автопарком простаивающих новых машин.

«По моим данным, два месяца назад простаивало 50 машин, требующих ремонта, - поделился эксперт Олег Арефьев. – Нечем ремонтировать, да и с ремонтом не торопятся, потому что водителей нет. Это общероссийская проблема. Когда в свое время решили, что общественный транспорт – это бизнес, а не социальная услуга, государство перестало в плановом порядке готовить водителей. И последние 20 лет мы жили за счет кадрового ресурса, который был создан в первые постсоветские годы. Сейчас в стране везде дефицит водителей».

Вместо выводов

Правительство региона и городские власти понимают, что от ситуации в общественном транспорте зависит самочувствие граждан, их оценка общей ситуации в Уфе. Планов на этот счет громадье – от восстановления трамвайного сообщения до внедрения умных систем в организации перевозок. Но до идеала, когда на умных остановках соблюдается удобное для всех расписание – пока еще очень далеко.
Made on
Tilda