Лонгриды

Водный транспорт в Башкирии: цели и реальность

В Уфе участники первого международного конгресса «Транспорт и строительство» обсудили ситуацию на рабочей сессии «Водный транспорт 2.0: от перевозок до развития инфраструктуры».

«Есть проблемы и понятны задачи - у нас в судоходной зоне остаются 15 административных районов, преимущественно северных, где нет железнодорожного сообщения, поэтому там логично развивать речное судоходство, - высказался заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Башкирии Руслан Гарипов.


- Продолжаются постоянные водоуглубительные работы, с поддержанием двухметрового уровня. Стали привлекать в наши воды туристический водный транспорт – вдвое увеличили в этом году круизные судозаходы в этом году, рассчитываем в будущем привлечь на треть больше - до 18. Впрочем, и в целях усиления привлекательности башкирских рек и для возможного роста грузоперевозок намереваемся развивать причальную инфраструктуру в Бельско-Камском бассейне. Есть программа создания семи понтонных речных причалов в Уфе, Бирске, Дюртюлях и Николо-Березовке стоимостью в 273 млн рублей».


По словам Руслана Гарипова,  водный транспорт в Башкирии  - это более 1000 км водного пути, три речных порта (один неработающий - в Агидели). При этом , изношенность речного флота составляет 64 процента, необходимо  и дальше углублять дно реки Белой, неразвита инфраструктура, имеется только один причал, нет грузового речного порта. Чиновник как о мечте сказал, что республика хочет приобрести современный круизный лайнер стоимостью 3,5 миллиарда рублей.


Замруководителя исследовательского инновационного центра исполкома Координационного транспортного совещания СНГ Станислав Мамулат предложил республике участвовать в федеральной программе развития водных путей. Он продемонстрировал вполне реальный проект углубления с 2,8 до 4 метров дна Белой до Камы в интересах Илишевского элеватора, который даст возможность кратно увеличить экспортные поставки зерна.

«Башкирии вполне по силам подумать о судоходном выходе на Каспий, вот и представители казахстанского порта «Актау» говорят, что они серьезно недозагружены перевозками из России, - сказал Станислав Мамулат. - А ведь по Каспийскому морю можно переправлять грузы в Иран, Азербайджан, Туркменистан. По крайней мере, известно, что к башкирскому зерну очень неравнодушен Иран. Тем более речные перевозки могут стать недостающим звеном в трансазиаевропейских мультимодальных контейнерных перевозках».



В 2019 году Росречфлот отдал 9 миллиардов рублей дорожникам из-за того, что средства по госпрограмме не были использованы, добавил эксперт.


Напомним, в октябре 2019 года с Илишевского элеватора впервые ушло в Иран судно класса «река-море» вместимостью 3 тысяч тонн зерна. А на днях глава Башкирии Радий Хабиров заявил о том, что при урожае в 4 млн тонн зерна республика готова 2 млн тонн отправлять на экспорт. Урожай в этом году превзошел все ожидания, уже намолочено почти 5 млн тонн зерновых.



Инвестор Уфимского судостроительного завода Артур Шайнуров рассказал о своих планах. Он взял на себя обязательство сохранить профиль предприятия  и рассчитывает в этом году выйти в зону безубыточности, а в дальнейшем -  возобновить судостроение.


Судостроение может быть вполне коммерчески выгодным, об этом рассказал руководитель петербургской судоходной компании «Нева Тревел» Юрий Набатов.


«Мы занимаемся перевозками без субсидий и дотаций, за счет самих перевозок», - сказал он.

По его словам, когда компания решила увеличить свой флот, она глубоко погрузилась в процессы судостроения, от проектирования до закупок, что позволило произвести необходимые судна по ценам в 2-3 раза ниже, чем если бы пришлось заказывать на стороне. Теплоходы и катамараны вместимостью 80-150 человек, например, они построили за 30-35 млн рублей. То же самое можно сказать и об инфраструктуре водного транспорта. Причалы в компании могут построить за 6 -15 млн рублей.



Участники сессии поддержали планы по возобновлению судостроения на уфимском заводе, также было предложено обратиться к федеральному правительству за господдержкой работ по дноуглублению реки Белая.
Made on
Tilda