Лонгриды

«О чем я молчу»: как в Уфе пытаются бороться с буллингом

Центр драматургии и режиссуры реализует президентский грант.

Авторы проекта ссылаются на данные уполномоченного по правам ребенка в Башкирии Миланы Скоробогатовой. По ее словам, в республике 60% школьников так или иначе сталкивались со школьной травлей. Из них 20% детей сами становились жертвами травли в школе или в интернете, 35% становились ее свидетелями, а 2% выступали в роли агрессора.


Суть проекта «О чем я молчу»




Инициаторы проекта стремятся рассказать всю правду о школьном буллинге и попытаться привлечь внимание взрослых, обремененных опытом и властью, к решению проблемы.

Проект «О чем я молчу» основан на интеграции психологических, социальных и театральных технологий в образовательную лабораторию для подростков «Драмквадрат». Сейчас проект осуществляется на базе 4 уфимских школ. В него были приглашены подростки, которые были вовлечены или стали невольными участниками школьной травли, учащиеся 7-8 классов.


Для подростков и их родителей была организована работа по антикризисной поддержке и консультированию, индивидуальное обучение и вовлечение в процесс драматургической мастерской.  Это занятия под кураторством подросткового психотерапевта и шеф-драматурга, с социальным педагогом-психологом, театральными педагогами, режиссером.


В результате на свет появилось несколько театральных постановок, в которых авторами были подростки, а режиссерами и актерами – профессионалы из 4 театров (Башкирский драматический, Татарский драматический, Русский драматический и ТЮЗ). В этих пьесах были показаны самые разные ситуации из жизни подростков. И знаете, очень доходчиво прослеживается мысль, что от равноправных, доверительных отношений в семье очень многое зависит в дальнейшей судьбе подростка.

Что такое буллинг, или травля


Медицинский психолог Александр Прохоров  много раз встречался на своей практике с жертвами и и их обидчиками. В буллинге всегда есть жертва – тот, кого травят, агрессор – тот, кто организует травлю, есть группа поддержки агрессора и есть свидетели травли.

«Сам процесс травли – вполне естественный, что не значит, что он хороший, - утверждает Александр Прохоров. - Если не насаждать искусственно правила поведения, то травля всегда появится сама по себе. Но сама по себе она никогда не закончится».

По словам психолога, жертвой травли может стать абсолютно любой человек: полный или худой, слабый или сильный, просто новенький, двоечник или отличник, кто угодно, даже учитель.

Одним из побудительных мотивов для начала травли является стремление к лидерству, агрессор при этом сам может выступать в роли жертвы в своей семье, он может вести себя дома тише воды, ниже травы, боясь подвергнуться наказанию, а в школе вести себя агрессивно, организуя ситуацию, когда вокруг него собирается часть класса, которая сама участвует в травле, а другая часть – молча за этим наблюдает.


Психолог отметил важный момент: в большинстве случаев такая ситуация возникает при иерархической структуре коллектива. Тот же класс в ситуации, когда идет соревнование внутри школы, и каждый одноклассник может принести пользу в той или иной дисциплине, на момент соревнований как будто забывает о травле. Все потому – что в данном случае коллектив структурируется по функционально-ролевому признаку.


«Иерархическая структура – древняя, это система полового внутригруппового отбора, - поясняет Александр Прохоров. – Когда самка выбирает самого сильного самца-лидера, чтобы выросло сильное потомство под его защитой».

За время эволюции человека его тело, его мозг и подсознание привыкло к необходимости вести себя именно так. Но сейчас давно уже не каменный первобытный век, а повадки остались те же. Человек не успевает за переменами, которые сам же и совершает.



«Возьмем стресс, он был очень нужен как реакция организма на опасность, - рассуждает психолог, - Раньше при виде, например, опасного животного человек испытывал стресс, адреналин выбрасывался в кровь, и первобытный человек быстрее убегал, тем самым выводя адреналин из организма. А что происходит сегодня? Вы можете испытывать стресс в переполненном транспорте, а физическую активность при этом проявить не сможете. То есть вы не можете его преодолеть, и стресс из позитивного способа эффективно действовать в опасной ситуации превращается во вредный анахронизм».

Последствия травли


Травля несет опасные риски для всех его участников. Жертва  в итоге склонна к депрессии, социальной тревожности и подвержена развитию психических расстройств и впоследствии  может совершить суицид или сама прибегнуть к насилию, как в трагических случаев в школе  Казани или в институте в Перми в 2021 году. Так называемые последователи «Колумбайна» - это как раз и есть последствия буллинга.

«Колумбайн» –  название школы в США, в которой в 1999 году произошло самое громкое вооруженное нападение учеников на своих одноклассников. Тогда в результате стрельбы погибли 13 человек.

Агрессор постепенно приобретает криминальные наклонности и также оказывается в группе риска по суицидальному поведению. А  наблюдатели постоянно испытывают психологический дискомфорт из-за неспособности помочь, которая  рождается из страха оказаться на месте жертвы. Плохо в итоге становится всем.


Что делать, если столкнулись с травлей вашего ребенка



Поскольку в ситуации буллинга так или иначе страдают все, то в помощи нуждаются все стороны: и жертва, и агрессор, и наблюдатели, и соучастники травли. Нужен комплексный разбор ситуации с обязательным привлечением психолога.

Тут есть нюанс: чтобы прибегнуть к помощи детского психолога, необходимо согласие родителей. Порой они отказываются понимать, что их послушное дитя может испытывать наслаждение, унижая своих одноклассников. И тем не менее квалифицированная помощь специалиста просто необходима.

Что может помочь


В ребенке надо воспитывать веру в себя, адекватную (не низкую) самооценку, эмпатию (умение сочувствовать), критическое мышление. Если ребенок находится в доверительных отношениях с родителями, то это может помочь выявить негативную ситуацию в самом зародыше.

Учителю стоит задуматься над тем, не способствует ли он стимулированию травли, не слишком ли иерархическая структура у него в классе, возможно, стоит задуматься над искусственным созданием условий, когда класс способен объединиться для достижения какой-то цели, которую можно добиться только коллективно, всем классом.

Разумеется, чем культурнее человек, чем больше он разделяет высокие нравственные ценности (сострадание, человеколюбие, гуманизм), тем меньше рисков, что он окажется в ситуации стороннего наблюдателя, когда на его глазах группа людей обижает другого человека.
Made on
Tilda