Лонгриды

«Кина не будет?»: Исследуем ситуацию в уфимских кинотеатрах

Решили понять, что же теперь смотрит кинозритель и есть ли у кинотеатров будущее.

Поводом для нашего исследования стало обращение бизнес-омбудсмена Флюра Асадуллина в правительство Башкирии с предложением об оказании финансовой поддержки кинотеатрам республики.

Как он пояснил, введенные санкционные меры иностранными государствами в отношении Российской Федерации существенно повлияли на предпринимательскую деятельность, в том числе на деятельность кинотеатров. С марта 2022 года иностранные киностудии отменили запланированные в России премьеры фильмов и полностью прекратили работу, что негативно отразилось на деятельности российской киноиндустрии.

При этом сами предприниматели отмечают, что количество и качество российских фильмов в настоящее время не позволяют закрыть полную потребность кинотеатров в контенте, в связи с чем, выручка значительно снизилась, частично перестала функционировать часть кинозалов, кинотеатры терпят значительные убытки и находятся на грани закрытия. По данным Фонда кино, количество зрителей российских кинотеатров за позапрошлую прокатную неделю опустилось до 800 тысяч человек, а это минимальный показатель за все время, исключая пандемию. По данным Ассоциации владельцев кинотеатров, на фоне отсутствия иностранных премьер число работающих кинозалов в России сократилось больше чем на треть.


- Не сомневаюсь, что в ближайшем будущем российская отрасль киноиндустрии будет меняться в сторону развития, - отметил Флюр Асадуллин. – Возможно, скоро наше кино станет конкурировать с проектами крупнейших мировых киностудий и именно российские фильмы будут приносить кинотеатрам наибольшую прибыль. Но сейчас ясно, что в предстоящие месяцы определенный спад в киноотрасли будет продолжаться и именно поэтому предпринимателей необходимо поддержать.

Также Уполномоченный по правам предпринимателей в Башкирии сказал, что кинотеатры еще не оправились от строгих ограничений, действовавших в период распространения коронавирусной инфекции. Несмотря на это, в тот период они смогли сохранить рабочие места, своевременно выплачивали заработную плату, платили налоги, арендные и коммунальные платежи.

По мнению бизнес-омбудсмена, направленные им предложения позволят снизить нагрузку на представителей сферы кинопроката и будут способствовать развитию отрасли.

Представитель кинокомплекса «Ультра» Ростислав Размахнин считает, что без кардинального решения проблемы с показом голливудских блокбастеров кинотеатрам не выжить. Он ссылается на инициативу члена Ассоциации владельцев кинотеатров Романа Исаева, который предлагает создать государственную кинопрокатную компанию для показа зарубежных релизов.

В качестве варианта спасения кинопроката Исаев предложил создать компанию с государственным управлением, которая будет получать права на фильмы, дублировать их на русский язык, готовить цифровые копии и отвечать за рекламные кампании.

«Подписывая договор с этой организацией, мы [владельцы кинотеатров] будем легитимным пользователем этих прав, - сказал он. - И у нас будут юридические полномочия показывать эти фильмы в кинотеатрах. Эта же организация должна получать прокатное удостоверение на фильмы, ну и, соответственно, обеспечивать всю техническую и логистическую сторону вопроса».

Сейчас в ряде кинотеатров Уфы можно увидеть некоторые зарубежные фильмы. Например, в «Кинопросторе» в эти выходные показывали шестую серию «Парка Юрского периода», ее назвали «Господство». Ее премьера в странах СНГ состоялась 16 июня, в России ее показ отложили на неопределенное время. Тем не менее в расписании уфимского кинотеатра она имеется. Так же, как и другой американский фильм «Доктор Стрэндж: в мультивселенной безумия».


Как такое могло произойти, нам пояснил уфимский кинокритик Андрей Королев. По его словам, некая «Кинотека» предлагает горожанам посмотреть голливудские премьеры, которые так и не вышли в прокат российских кинотеатров из-за санкций. Одним словом, они арендуют в кинотеатрах залы, что позволят последним формально не нарушать правила кинопроката.

При этом билеты можно купить только в кассах. Но даже это, судя по нашему визиту в кинотеатр, большого наплыва к кинокассам пока не наблюдается.


Но у российского кинопроката все-таки есть отдельные позитивные моменты, считает Андрей Королев.

«Интересным опытом можно считать «Артек. Большое путешествие» с Михаилом Галустяном в качестве главного магнита, - рассказал Андрей Королев. - В какой-то степени его можно назвать хитом - с конца апреля по конец мая комедия оставалась абсолютным лидером российского проката. Любопытно, что она смогла обойти даже в майские праздники военно-патриотические премьеры, а сборы дважды окупили бюджет. Видимо, свою роль здесь сыграло как отсутствие весомых новинок в прокате, так и заостренные чувства ностальгии и эскапизма».


«Удачей можно назвать лучшую по сборам новинку минувшего уикенда - фильм «Главная роль», - добавил эксперт. - Одна из немногих значимых иностранных премьер европейского фестивального кино за эти четыре месяца: фильм премьерили на Венецианском кинофестивале, в главных ролях - узнаваемые знаменитости (Пенелопа Крус и Антонио Бандерас), а сам фильм умело демонстрирует, как артхаус может быть зрительским. Казалось, что в новой реальности ничего подобного мы уже в кинотеатрах не увидим, но практика показывает, что прокатчики - в данном случае речь о компании «Про:взгляд» - продолжают работать с европейским топ-контентом. Насколько широк спектр этих возможностей, покажет осень».

И это еще не всё.

«Еще одна знаковая тенденция - при показательном бойкоте голливудских мейджоров в российский прокат выходят хорошие американские фильмы, которые собирают в нашей стране неплохую кассу, - отметил кинокритик. - Яркий пример - фантастический экшн «Всё везде и сразу», самый кассовый продукт американской студии «А24». Фильм выпустила в апреле кинокомпания «Вольга», он держался у нас в прокате больше двух месяцев, потому что спрос был соответствующий. Скорее всего, подобные инди-блокбастеры на общем фоне скудного российского проката станут заметнее и прокатчики - если позволят обстоятельства - будут брать их охотнее».

Надо заметить, что свой вклад в развитие киноиндустрии должны внести и башкирские кинорежиссеры. Одним из наиболее заметных событий последнего времени стало завершение летнего этапа съемок кинофильма «Помилование» по мотивам одноименной повести Мустая Карима.

Художественный фильм «Помилование» создается кинокомпанией «Мотор фильм студия» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Фонда имени Мустая Карима.

«Зимний этап проведем в Санкт-Петербурге, - рассказал режиссер фильма Айнур Аскаров. – Думаю, в следующем году он выйдет в прокат, но точную дату не знаю».

Добавим, 8 июля в ходе «Российской креативной недели» состоялась панельная дискуссия «Модели работы по развитию киноиндустрии в регионах», организованная Фондом поддержки регионального кинематографа Союза кинематографистов России и Ассоциацией продюсеров кино и телевидения.

По словам исполнительного директора Фонда кино Федора Соснова, на сегодняшний день в России на поддержку визуального контента распределяется около 30 млрд рублей в год.

«С учетом того, что в визуальном контенте средняя пропорция – это 3 рубля частных денег на 1 рубль государственной поддержки, получается, что общий объем производства за последние годы, безусловно, кратно возрос, - отметил он. - Как географически будут распределены эти средства, зависит от успехов и деятельности в том числе участников этой сессии. Несмотря на киноцентричность, видно, что индустрия начала выражать интерес к регионам, и это важно, потому что с их помощью можно обогатить те аудиовизуальные образы, в которых мы живем».

Так что кино все-таки будет, ведь людям не только хлеба хочется, но и зрелищ.
Made on
Tilda