Лонгриды

«Доступная среда» в Уфе: строят пандусы, но не это главное

Разбираемся в том, что же нужно сделать, чтобы город был открыт для маломобильных граждан.

16 августа в правительстве Башкирии вице-премьер Алан Марзаев отчитался о выполнении госпрограммы «Доступная среда», рассчитанной на 2016-2022 годы.

«В рамках обеспечения транспортной доступности в 2021 году приобретено 220 единиц автобусов большого и среднего класса, оборудованных для пассажиров с ограниченными возможностями, - доложил вице-премьер. - Проводится переоборудование автовокзалов и автостанций, с 2015 по 2021 годы «Башавтотранс» переоборудовал 15 автовокзалов республики. Аналогичные мероприятия реализуются в аэропорту Уфы и на железнодорожном вокзале».


По словам Алана Марзаева, при реализации программы по комплексному ремонту подъездов многоквартирных домов пандусами оснащаются входные группы подъездов.

«Так, с 2020 года пандусы смонтированы в 22 подъездах 22 многоквартирных домов, где проживают инвалиды и маломобильные категории граждан, - сообщил он.-  Эта работа продолжается».

Глава Башкирии Радий Хабиров признал, что такие темпы возведения пандусов недостаточны и поручил провести в сентябре координационное совещание, в повестке которого будут и вопросы по «Доступной среде».

Для сравнения: по данным минЖКХ на конец 2021 года,  в Башкирии требуется установить пандусы на входных группах 1 371 подъезда в 830 многоквартирных домах примерно на 200 млн рублей, в том числе только в Уфе – 252 пандуса.

Мнения экспертов


Вот что говорит председатель уфимской городской организации инвалидов «Мир» Владимир Горбунов:

«По доступной среде мне сказать особо нечего - при строительстве новых объектов ее вводят, на старых объектах - по прежнему есть вопросы; об этом же свидетельствует отсутствие колясочников на улице, а почему их нет? - начиная с подъезда, и далее - ступеньки у подъездов, бордюры, отсутствие доступных туалетов на улице, недоступные пандусы и входные группы у аптек, магазинов и др.; сюда же трамвай, троллейбус, автобус - но, справедливости ради - они все же ездят».


Член Общественной палаты Башкирии Булат Сафин, сам незрячий,  о  проблемах доступной среды для инвалидов  знает не понаслышке:

«Физические способы организации доступной среды – это только полдела. У нас практически не ведется никакая работа по созданию идеологии отношения общества к инвалидам и инвалидов к обществу. Это не только социальная реклама, но и постоянные публикации в СМИ. Это определенный процент в грантах для инвалидов – их надо втягивать в жизнь общества. Иначе все так и будут сидеть по домам, и все эти многомиллионные затраты будут ни к чему. Помимо установки пандусов, тактильной плитки – надо работать с умами. И это ежедневная долгая работа и госорганов, и муниципалитетов, и общества, и самих инвалидов».

По словам Булата Сафина, в этом смысле за последние годы мало что изменилось. Некоторые меры не требуют особых вливаний, но их не сделаешь, если нет соответствующего отношения.

«Я сейчас нахожусь в маленьком городке в Турции, - рассказал он. – Здесь всюду есть тактильная плитка на тротуаре, а у нас при реконструкции улиц, той же Комсомольской и Революционной, в проекте они не предусмотрены. В Уфе автобусы останавливаются, где попало – так, что незрячий человек должен искать вход. Даже яркие контрастные надписи с номерами маршрутов сбоку убрали, что опять создает сложности для слабовидящих граждан».

По словам Сафина, консультационный совет по вопросам инвалидов при новом мэре Уфы до сих пор еще ни разу не собирался. Надо отметить, что Ратмир Мавлиев в начале своей карьеры на посту главы администрации Уфы сделал неплохой выбор, назначив своим советником по вопросам доступной среды известного блогера Рустама Набиева. Даже потеряв обе ноги, он занимается спортом и  покоряет такие горы, как Эльбрус и Казбек.



«За 5 лет, что я нахожусь в инвалидной коляске, ситуация, несомненно, улучшилась, - рассказал Рустам Набиев при назначении на должность советника. - Больше стали уделять внимание бордюрам, доступности торговых и развлекательных центров. Понимаю, что предстоит огромная работа, но хочу добиться результата, ведь я тоже передвигаюсь в инвалидной коляске. С началом в Уфе купального сезона, я высказал пожелание, чтобы обеспечили доступность пляжей для инвалидов. Обязательно уделю внимание набережной Белой: пандусы там есть, но как по ним подниматься и спускаться, никому нет дела».

Если говорить о набережной реки Белая, строительство которой обошлось в несколько миллиардов рублей, то в июне ее осмотрели представители разных министерств вместе с общественниками и пришли к неутешительным выводам.


По словам эксперта по доступной среде БРО ВОИ Максима Кожухова, здесь трудно выйти из подземного перехода: нет поручней, чтобы спуститься вниз, из-за отсутствия пандуса придется обойти длинную лестницу, подняться наверх тоже сможет не каждый. Ступени у выхода к смотровой площадке не имеют обозначений в начале и конце, слабовидящий человек может получить травму. Эксперты не нашли на парковке выделенных мест для инвалидов. Обнаружилось, что стыки между плитами существенно превышают допустимые нормами (1,5 см), из-за чего в них могут застрять колеса велосипедов и колясок, трости, обувь.

Фотофакт


Депутат Госсобрания Башкирии Рустам Хафизов обратил внимание на пандус, установленный на входе в администрацию Калининского района Уфы. Посмотрите сами, насколько сложный путь придется преодолеть инвалиду-колясочнику.

«Да, возможно, здесь все сделали по нормам, - поделился депутат. – Можно был сделать прямой въезд чуть левее – не к основному входу, не знаю, почему так сделали, я такое впервые вижу».

Вместо выводов


Трудно не согласиться с незрячим экспертом Булатом Сафиным. Построить пандусы, положить тактильную плитку или купить низкопольные автобусы – одного этого мало. Надо изменить общее отношение к проблемам людей с ограниченными возможностями. Если бы каждый чиновник, проектировщик, строитель хотя бы час с черной повязкой на глазах или на инвалидной коляске попутешествовал по городу, то, возможно, ситуация в корне бы изменилась.
Made on
Tilda